?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Головной убор мерянки, жительницы Алабужского городища 7 в. н. э.

Археологические материалы по мерянским территориям Верхней Волги убедительно говорят о том, что женщины меря на голове носили не только венчики и очелья с височными кольцами, но и кокошники, которые мы знаем по поздней русской культуре 18-20 веков. Это высокие головные уборы на жёсткой основе. 

Название кокошник имеет финское происхождение: «кёкко» - курица, «кокош» - петух, эти старофинские термины применительные к домашней птице использовался наряду с привычными сегодня русскими как минимум до начала 18 века, а в поговорках сохранился и по сей день – подобно тому, как до сих пор используется в провинции термин «кока» - родная сестра матери.

Курица была у финских народов особо почитаемой птицей за её плодовитость, и такая ассоциативная привязка должна была способствовать выполнению женщиной в обществе её главной, репродуктивной роли.
В языческой обрядовой практике девушку-невесту представляли как «утицу», «лебедь белую», что вполне объяснимо: невеста входила в дом жениха представительницей чужого рода. Она являлась из иного, потенциально опасного мира. Но первая брачная ночь приобщала её уже к мифологическому пространству того общества, к которому принадлежал её жених. Статус менялся, и молодая превращалась из «утицы» в «курицу», представительницу нового для неё рода и его продолжательницу . На голове она теперь несла кокошник, символ плодородия.


Владимирский кокошник начала 20-го века.

Выглядели они так же как поздние русские кокошники 18-19 века. Например в окрестностях Плёса такой кокошник был найден среди остатков костюма 7 века на Алабужском городище. Благодаря металлическим деталям удалось проследить наличие кокошников и в материалах средневекового времени, например на Вологодчине.


Головной убор мерянки, жительницы Алабужского городища 7 в. н. э.

Приобщив к вышеуказанным археологическим материалам этнографические сведения, мы представим мерянский кокошник как конструкцию на жёсткой основе (береста, луб), обтянутый тканьем. Убор был лопатообразной формы, как в более позднее время – кокошник владимирско-нижегородского типа, с опускающимися книзу кончами. Вышитый на ткани орнамент состоял из знаков плодородия и солярных символов.


Современный русский кокошник

Ещё большее сходство с образом куриной головы придавали в мерянском костюме особые привески, известные у современных поволжских финнов под названием «кудрят».
Таким кудряшками служили подвешенные к кокошнику птичьи перья или заменяющая их бахрома из нитей, а так же металлические привески.
Исследовательница древнерусского костюма М.А. Сабурова отметила подобное и в курганных захоронениях финского Севера: «спрятанные под головной убор волосы как бы заменяли локоны, образованные из шерстяных нитей.» Так же она говорит о том, что к шерстяным нитям составлявшем бахрому крепились кольца. Такие кольца нередко находят в курганах Верхней Волги. Напрмиер Ф.Д. Нефёдов несколько раз обнаруживал такие мелкие колечки, прикреплённые по 12-15 штук в ряд к краю головного убора и обрамляющие лоб женщины от виска до виска.
Претерпев некоторые изменения , рассматриваемый элемент головного убора женщины сохранился в русском костюме вплоть до 20 го века. Роль «кудряшек» теперь стали выполнять короткие снитки бус или жемчуга.


Головные уборы народов Приволжья.


Костромской женский праздничный убор - "наклон". (Галич Мерьский)

Замужние женщины народов Приволжья носили схожие головные уборы. Они были двух основных типов: 1) каркасные остроконечные типа высокого кокошника, 2) лопатообразные типа «сороки».
Наиболее древним можно считать высокий головной убор на каркасе.  У мари это «шурка»,  у эрзи (панго), удмуртов (айшон), костромичей (наклон). 

ДАЛЕЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/kokoshnik_merjanskij_kosmos/2010-11-12-99

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
manul_a
Nov. 12th, 2010 09:13 am (UTC)
кстати, я давно подметил, что эти распиаренные кокошники (все девицы в фолклорно-народных ансамблях почему то считают в обяз носить именно это сооружение на голове) скорее всего неславянского происхождения - у нас на юге России в национальных костюмах никаких кокошников не присутствует, и в западных (Брянск, Смоленск, Псков) чисто славянских областях - тоже, а присутствует в основном на Москальщине...
merjanin
Nov. 12th, 2010 10:09 am (UTC)
естественно. у нас в России еще истинно "славянской красотой" почему то считают красу поволжских девок :)

На счет Пскова не знаю, поскольку на Псковщине жили ф-у, а про Украину и Беларусь, не говоря уже про Польшу почти уверенно можно сказать.
vitich_vitich
Nov. 12th, 2010 06:05 pm (UTC)
Каждый кулик...
manul_a
Nov. 12th, 2010 07:17 pm (UTC)
угро-финны там только в приграничных районах с Эстонией (сету), в остальных местах - славяне
merjanin
Nov. 12th, 2010 08:05 pm (UTC)
сейчас да. в раннем средневековье это была территория балто-финнов.
nordman75
Nov. 12th, 2010 11:08 am (UTC)
Красавицы!:) Это Русские красавицы!
merjanin
Nov. 12th, 2010 01:21 pm (UTC)
:)
tjorn
Nov. 12th, 2010 01:12 pm (UTC)
превращалась из «утицы» в «курицу»
О как... в детстве (моём) старшая сестра бабушки рассказывала, что "в старину" на застолье после венчания (до брачной ночи) молодой подавали мясо утки, а на второй день, уже молодухе - мясо курицы, а в идеале - тетёрки.
merjanin
Nov. 12th, 2010 01:20 pm (UTC)
Re: превращалась из «утицы» в «курицу»
о как... а Ваша двоюродная бабушка где жила?
tjorn
Nov. 12th, 2010 02:45 pm (UTC)
Пыщуг.
merjanin
Nov. 12th, 2010 07:59 pm (UTC)
у вашей семьи корни с Пыщуга?
tjorn
Nov. 13th, 2010 07:31 am (UTC)
у бабушки
матери мамы. в Войну она ушла на фронт, потом оказалась на Соловках, в школе связи, и там вышла замуж за деда, он из Саратова. обратно вернулись уже не в Пыщуг , а в Шарью
merjanin
Nov. 13th, 2010 08:57 am (UTC)
Re: у бабушки
там места удивительной красоты..
fischertd
Nov. 14th, 2010 01:36 am (UTC)
Хотел бы писать так же как вы)
(Deleted comment)
merjanin
Nov. 12th, 2010 05:05 pm (UTC)
во ты жжешь напалмом...)))
ilya_ilm
Nov. 12th, 2010 04:10 pm (UTC)
Даль пишет, что кокошник еще назывался "кокуй" (Вот тебе кокуй, с ним и ликуй!); а еще кокуй - одно из названий дня Ивана Купалы.
merjanin
Nov. 12th, 2010 09:56 pm (UTC)
М. Фасмер считает, что кокуй это собственно "Иванов день (23 июня)" из прибалт.-фин. Kokkoi; ср. фин. kokko "праздничный костер, также - конусообразная куча(горка)".

Кстати все архаичные высокие женские головные уборы ф-у народов Поволжья связаны по смыслу с Мировой горой или Мировым древом. Вот вам и кокуй-кокошник.
lucherino
Nov. 13th, 2010 12:19 pm (UTC)
Всегда обращал внимание, а теперь, благодаря автору поста, задумался всерьез о том, что великорусский национальный костюм чрезвычайно непохож на костюмы славянских народов Европы. На эту мысль меня натолкнул народный костюм коми - то, что обычно мы привыкли видеть в наших сказках по телевизору. Потом я обратил внимание на подозрительное сходство русского и угро-финского орнаментов. Теперь сомнений не осталось вовсе.
merjanin
Nov. 14th, 2010 09:41 am (UTC)
я тоже об этом давно задумался.
iriele
Nov. 15th, 2010 10:43 am (UTC)
по-моему в эстонском национальном костюме есть что-то типа кокошника, такое как бы расширящееся кверху ведерко, вот правый:


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6f/Eesti_rahvarõivad-EE_2.jpg/200px-Eesti_rahvarõivad-EE_2.jpg

это я вспомнила, что у меня в детстве был специальный карнавальный костюм "эстонской девушки", и он мне очень шел. Картонный, конечно, но, видимо, по фольклорным источникам. Наверное, тогда производились костюмы всех "братских народов".
merjanin
Nov. 15th, 2010 11:08 am (UTC)
это все же другой головной убор, то же похожий на наши северные.

http://img.biser.info.s3.amazonaws.com/files/images2node/biser.info_2260963784879dd974eb5d_t.jpg

но другой.

Кстати в Татрстане ест ьспециальное ателье где можно заказать нац. костюмы.
iriele
Nov. 15th, 2010 12:20 pm (UTC)
тебе видней.

По мотивам этого убора я связала себе шапку, специально придумала дизайн:

http://pics.livejournal.com/iriele/pic/00006yx4/

http://pics.livejournal.com/iriele/pic/00008x96
merjanin
Nov. 15th, 2010 02:42 pm (UTC)
классная шапка!) я вот собираюсь в декабре на этно выставку "Лодья", хочу купить там коми-варежки.
iriele
Nov. 15th, 2010 03:05 pm (UTC)
Где-что-когда? И чем отличаются коми-варежки?
merjanin
Nov. 15th, 2010 08:34 pm (UTC)
Ассоциация «Народные художественные промыслы России» проводит в Выставочном комплексе ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР» Московскую выставку-ярмарку народных художественных промыслов России ЛАДЬЯ. В выставке-ярмарке принимают участие свыше 300 организаций промыслов из 54 регионов Российской Федерации, государственные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров мастеров и художников промыслов.

http://expomenu.ru/expo/ladya

Варежки типа таких -

Картинка 2 из 36
schwarzze
Jan. 7th, 2011 08:05 pm (UTC)
Кстати, кокошник в 19 веке в Петербурге (и, наверняка, в других городах) был аттрибутом кормилиц.
См. http://schwarzze.livejournal.com/277311.html?view=1049919#t1049919
zhuxi_yulu
Nov. 2nd, 2011 11:33 am (UTC)
подобного рода головные уборы существовали еще недавно и в Тибете
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

Merjan Jumbal
merjanin
merjanin

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner