?

Log in

No account? Create an account

На фото отец и сын Варгасовы, торговцы солью из Чухломского уезда Костромской губернии. Жили в деревне Погорелово.

Сейчас тут уже не угадать улиц - многие дома совершенно развалились, а какие-то если и стоят, то как-то обособленно. Дом Варгасовых встречает путников в самом начале этого урочища. Остатки их дома сохранились до сих пор, находятся они на Варгасовом холме. Фото его не сохранилось, увы, так что приходится только воображать красоты этого явно богатого дома...

Еще Варгасовы интересны своей фамилией, как-то уж очень по северно-фински звучит. И действительно, корень "варга" - ж. ("варега" - карельск.) - на коми языке означает - рот, уста, зев, пасть.

Коми слово "варга" перекликается по смыслу с северорусским диалектными словами: "варгасить", "вергаса", "варгас". У Даля: "вергаса" — тараторка.

Read more...Collapse )

Как выглядели древние люди, проживающие на территории городища Унорож недалеко от Галичского озера, ученые покажут совсем скоро, на ноябрьской конференции «Культурное наследие Галичской земли» в Галиче. Работа по графической реконструкции лиц проведена на основе исследований черепов, обнаруженных во время археологических раскопок в рамках межрегиональной комплексной научно-познавательной экспедиции «Унорож: путешествие сквозь века». Она проходила на городище с 29 июля по 25 августа на средства гранта Русского географического общества. Merjamaa.

Об этом подробно рассказывает региональный ресурс "Кострома Турс":Read more...Collapse )

Русские ремесленники из Костромской области раньше использовали своеобразный жаргон – жгонский язык, который очень похож на марийский и другие финно-угорские языки.

Жгонский язык относится к числу так называемых «условных языков» ремесленников, которые употребляли подобные языки в качестве особых корпоративных средств общения с целью, чтобы разговоры не были понятны окружающим. Впервые наличие особого искусственного языка у костромских шерстобитов отметил В.И. Даль.

Региональные и регионально-профессиональные особенности языка — интереснейшая географическая тема, совершенно, к сожалению, не затрагиваемая традиционным образованием. Вот что пишет А.В. Громов, автор книги "Жгонский язык":

"Мне с детства был знаком и интересен жгонский жаргон, условный язык пимокатов. В своей деревне Макарово Мантуровского района Костромской области я постоянно слышал, как в обычную речь наши мужчины в шутку, а иногда и всерьез вставляли незнакомые мне слова, которые как-то по-особому оживляли речь. Это и были жгонские слова.

Мерянская лексика в жгонском языке может быть переведена с помощью близкого марийского.

Арбез, арбезя - парень; арбезька - ребенок; арба - ребенок, мальчик; арбушка - девочка; ербез, ербезя - парень; ербезенок - мальчишка, ребенок; ербезеночек - ребенок, ребеночек; ербезька - сын; ербишка, ербишечка - мальчик, мальчишка, мальчишечка; прихлить ербезенка - родить. Марийск. рвезе - малыш, изи рвезе - мальчик

Read more...Collapse )


Историк Гумилёв предполагал, что веру в упырей и вурдалаков, пришлые с запада славяне заимствовали у финно-угров. Заметим, что у финских народов хватает мифов о выходящих из могил героях, которые несут смерть врагам, и славянам был повод их опасаться. У удмуртов есть поверье что убитые марийские воины могут приходить и мстить удмуртам, и действительно, у мари очень много разных богатырей было в мифах - выходящих из могил. В этом контексте вспоминаются так же финны, Маннергейм в своей речи по поводу войны с СССР говорил о "восставших из могил героях" которые помогут финскому народу в борьбе.

В качестве P.S. - рассказ о брутальных нравах марийской части Вятской губернии в конце 19 в. О вере в оживших мертвецов и борьбе с ними церковного причта.

Read more...Collapse )

День археолога, который отмечается 15 августа, экспедиция Сергиево­-Посадского музея­-заповедника встретила, подведением итогов 11 полевого сезона. Он проходил на раскопках Ратьковского финно­-угорского могильника VI­I-X веков. Ратьково — деревня под Александровом во Владимирской области.

На территории центральной России, где исследуются поселения дьяковской  и мерянской археологических культур (финно-угорские предки современных русских жителей "Золотого кольца" прим.merjamaa), этот памятник уникальный. Известных поселений сотни, а погребальных памятников только три, причём предыдущие два — одиночные погребения.

Read more...Collapse )

Выставка с необычным названием "Lege artis" открылась 19 сентября в Художественном музее Череповца. Археологи, дизайнеры, художники представили коллекции древних и современных украшений жителей Верхневолжского края. Что носили финно-угорские и древнерусские модницы разных эпох от четвертого тысячелетия до нашей эры и до средних веков?

Череповецкое музейное объединение предлагает посмотреть на свою богатую археологическую коллекцию через призму искусства и стиля.

Read more...Collapse )

Вышел в свет совершенно уникальный по полноте и охвату информации  сборник всей информации по Мякининскому средневековому курганному  могильнику, расположенному в Красногорском районе Московской области, на  основании раскопок 1924, 1927, 1948, 2004-2006 гг. На основе  анализа полученных материалов читателям предложены исторические выводы. В  частности - карта расположения вятичских домонгольских курганных  могильников которая показывает основную территорию расселения вятичей в Подмосковье.

Рассмотрим эту карту подробнее.
Пробелы в  районе Дмитрова, Талдома и Сергиева-Посада понятны, там в домонгольское  время была преимущественно мерянская, финно-угорская территория. Так же  как в Мещёре в районе Шатуры и Егорьевска, там проживала летописнаяфинно-угорская мещёра.

По водоразделу рек Москвы и Волги  проходила граница между вятичами и кривичами. Она так же обозначена на  картах книги «Мякининские курганы. По водоразделу рек Волги и Клязьмы  проходила граница между вятичами и мерей. С этими границами в целом все  понятно.Интересно непонятное "белое пятно" к западу от Москвы между Рузой и Исторой в общем вятичском массиве.

На наш взгляд оно может быть связан с мерей.

Read more...Collapse )

Смирновы - с мери

Смирнов – одна из наиболее распространенных великорусских фамилий. В одной только Москве на данный момент насчитывается около семидесяти тысяч Смирновых. Это самая частая русская фамилия в обширной полосе, охватывающей все Северное Поволжье. Чаще всего фамилия встречается в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Кировской областях. По мере удаления от этой зоны фамилия встречается реже. Исследование истории возникновения фамилии Смирнова открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.

Read more...Collapse )


Это название вы едва ли отыщете на самых точных и подробных картах Вологодчины. Помнят его лишь старожилы, местные жители в деревнях на устье реки Кубены. Западная часть большого села Чирково, та, что ближе всего приткнулась к Лысой горе, именуется в устной речи Царенда (с ударением на последнем слоге). Это самый распространённый вариант топонима, хотя устьяне могут сказать и Царандо, и Сарандо, и даже – Черендово. Когда-то Царенда была отдельной деревней, но потом слилась с Чирково. Название Царенда – в самом деле редкое, необычное. На Русском Севере можно найти только пару похожих топонимов – например, бывший город Чаронда на берегу озера Воже, да река Царева в Тотемском районе.

Если обратиться к народным преданиям Устья Кубенского, то, по сюжету одного из них, сам царь Иоанн Васильевич Грозный посещал эти места, а название Царенда появилось именно после его визита к благословенной Лысой горе.



Вид с вершины Лысой горы на реку Кубены. Вдали уже видно Кубенское озеро.

Read more...Collapse )

Profile

Merjan Jumbal
merjanin
merjanin

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner